Зачем это надо Вам?И правда - зачем? Понятно, для чего байкер едет кататься в лес: там хорошо, тихо, птички поют.
А что делать на пыльном шоссе, где обязательно ветер в лицо, где к тебе прижимается, словно "добрый друг", могучая фура, обдавая выхлопными газами? Ответ каждый дает себе сам.
По опыту можно сказать, что основные мотивы обычно таковы:
- проверить себя, чтобы сказать: я смог это сделать, понять, на что способен;
- устроить очень продолжительную покатушку;
- потренироваться;
- просто "за компанию";
- а для многих это уже скорее философия...
Теперь подумайте о другом. Готовы ли вы к тому, что вам, возможно, придется:
- передвигаться полностью автономно,
- провести много часов в седле,
- выслушивать жалобы ваших коленей и пятой точки...
Готовимся к первому марафонуИтак, вы решили принять участие в веломарафоне (мы категорически рекомендуем новичкам начинать с дистанции в 200 км), который проводится вашим региональным клубом. Что для этого надо сделать:
- Добудьте предварительный план марафонов клуба (обычно календарь бреветов доступен в Интернете).
- Спишитесь или созвонитесь с ответственным за проведение бревета для получения актуальной информации.
- Почитайте отчеты либо поговорите с людьми, принимавшими участие в марафонах выбранного вами клуба. Правила одни, но у каждого клуба свой стиль.
- Обязательно тренируйтесь.
- По карте проследите весь маршрут, чтобы до начала бревета задать возможные вопросы.
- Подготовьте велосипед.
- Заранее (с вечера) приготовьте питание, одежду, велоаптечку, запасную камеру, деньги, документы, карту.
- Ложитесь спать пораньше.
Раскроем поподробнее содержимое некоторых пунктов:ТренировкиНичего сверхъестественного для марафонов не требуется. Достаточно регулярно кататься на велосипеде, и очень желательно - не только по выходным. Помните, что за две недели, предшествующие марафону, рекомендуется проехать ("накатать") двойную его дистанцию (т.е. дл 200-ки - 400км). Для длинных марафонов срок можно немного увеличить. А вот в день накануне марафона лучше дать ногам отдохнуть.
Велосипед и его подготовкаМТБ и гибрид.Вопрос, который часто задают: можно ли ехать марафон на МТБ. Конечно, можно. Основные проблемы байка - это:
a. Широкая "злая" резина - если вы собираетесь ездить марафоны, обязательно купите слики 1,3-1,75.
b. Высокая посадка - конечно, шоссейной посадки достичь не удастся, но низко поставленный вынос уже улучшит вашу аэродинамику. Рекомендуется иметь рога.
Шоссейник.Несомненно, велосипед-шоссейник - наиболее подходящая машина дл марафонов. Асфальт - это его стихия. Однако не стоит забывать, что асфальт асфальту рознь, и будьте готовы, что на некоторых участках (бетонка, "улучшенный" или разбитый асфальт) вы будете с завистью глядеть на участников на байках. Обязательно наличие обмотки на руле. Ширина покрышек зависит прежде всего от ваших предпочтений, но если дистанция марафона изобилует плохими участками, лучше поставить резину 28-32 мм. Не забывайте хорошо накачивать колеса, недостаточно накачанная камера - основная причина проколов.
Общие рекомендации: Настоятельно рекомендуются контактные педали, способствующие правильному и экономному педалированию. Багажник - по желанию; если вы привыкли ездить с рюкзаком, возможно, вам будет его достаточно, но для длинныхбреветов багажник все таки желателен, чтобы не перетруждать спину. Очень пристальное внимание в марафонах надо уделить правильному подбору седла, причем седло должно быть именно ваше, прикатанное и неоднократно опробованное. Никогда не выезжайте на марафон на только что приобретенном седле! Обязательно наличие флягодержателя и фляжки.
ВелоаптечкаОбязательно возьмите с собой: насос, камеру (для шоссейников лучше две), клей, заплатку, монтажки, набор шестигранников.
Питание в путиОчень важна в марафонах возможность подкрепляться во время движения. Если вы не позаботитесь вовремя о досягаемости ваших съестных припасов, то рискуете оказаться в положении автора этого рассказика об открытии велопитерского сезона в колонне веломарафонцев:
Правда, весь маршрут не проехал, больно есть хотелось. В плане поездки значились привалы, я перекус положил в рюкзак. А привалов не шибко было. Донимало, что Кампи едет и из кармана куртки что-то ест. Вкусное что-то, аппетитно чавкает и запивает водой из фляжки, а мне и воду и перекус на ходу не достать. И встретив 1-ую колонну я поехал с ними, и они сразу подъехали к магазину. Трудно было удержаться и не купить в магазине ВСЁ.
Во избежание подобного хорошо иметь под рукой шоколадку и печенье, во флягодержателе - фляжку с водой или соком (лучше разбавленным). Обычно продукты можно купить на привалах, но если вы не хотите зависеть от наличия магазинов на незнакомом маршруте, приготовьте бутерброды. Помните, марафон - не гонка, и одной плитки шоколада вам не хватит.
ОдеждаОдежде на марафоне, как и всему остальному, надо придавать серьезное значение. Конечно, если речь идет о летней 200-ке с обещанной синоптиками сухой погодой, вы сможете обойтись без запасной одежды. Однако совсем другое дело - весна. Желательно иметь на ногах бахилы; может быть очень полезна термокуртка. Берегите ноги, одевайте велорейтузы. Но важно и не переусердствовать: пусть лучше на старте вам будет немного холодно, тогда при начале движения вы согреетесь, а не получите тепловой удар. Очень важно иметь хорошую защиту от дождя. Например, в 2004 году на веломарафоне "По Карельскому Перешейку-400" из 10 опытных марафонцев доехал до финиша только один. Основная причина - неготовность к затяжному дождю и холодной погоде.
Первый веломарафонПозавтракайте, но не очень плотно. Выезжайте пораньше. Если ехать до старта далеко, можно одеться потеплее, а по дороге снимать лишнее. Если близко, то сразу оденьтесь по-боевому. Приехав на место старта, найдите организаторов, получите легенду маршрута, уточните местоположение и способ организации контрольных пунктов. Обратите внимание на стартующих и наметьте тех, с кем вы сможете поддерживать комфортную для вас скорость. Хорошо, если вам встретятся люди, с которыми вы уже катались. Попытайтесь понять стиль предстоящего марафона: скоростной, групповой, туристский. Критически относитесь к заявлению других о поддерживаемой ими скорости! Практика показывает, что реальная скорость может сильно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от заявленной. После старта следите за скоростью основной группы и выбранных вами еще перед стартом компаньонов. Будьте готовы к тому, что скорость вначале будет намного выше заявленной. Ваша задача - продержаться некоторое время в группе и осмотреться. Постепенно группа начнет делиться на части, и вы сможете выбрать подходящую вам по скорости компанию. Если вдруг вы остались одни, не пугайтесь, а двигайтесь по маршруту. Если делать минимум остановок, то через некоторое время вы нагоните группу или ее часть. Желательно делать первую остановку не раньше, чем через 70 км после старта, в дальнейшем через каждые 40-60 км.
Не забывайте подкармливать свой организм при малейшем ощущении голода, да и в питье ограничивать себя не стоит. В середине маршрута, если вы не едете в гоночном темпе, можно позволить себе нормальный обед.
Будьте внимательны при выборе передачи. Старайтесь выбирать передачи полегче, ваши колени скажут вам потом спасибо. Осторожнее на поворотах, следите за легендой и указателями, если сомневаетесь, сразу доставайте карту. Не забывайте отмечаться на контрольных пунктах.
Хорошо, если на финише вы будете не один! Нет ничего приятнее, чем обменяться свежими впечатлениями с коллегами. Чувство "Я сделал это!" переполнит вас, несмотря на усталость.
После марафона отдохните, выспитесь, будьте готовы к болезненным ощущениям в коленях и в мышцах. Максимум через несколько дней они должны пропасть, если этого не произошло, обязательно разберитесь в причинах этого и примите меры, вплоть до отказа от дальнейшего участия в веломарафонах .
Что дальшеКак правило, марафонцы разбивают бреветы на несколько групп:
- 200, 300 км - 1-ый этап может быть пройден в очень быстром темпе, при минимуме снаряжения. Многие марафонцы, тяготеющие к спорту, ограничиваются только этими дистанциями.
- 400 км - это путь в другой мир, дистанция, где какое-то время придется ехать "через не могу".
- 600 км и больше - дистанции для подготовленных людей, крайне необходим опыт марафонов или других сравнимых соревнований (например, мультигонок)
Так что если вы прошли первый этап - милости просим дальше, вам понравится!Предупреждения!
Бреветы могут являться причиной осложнения ваших заболеваний, особенно связанных с суставами. Будьте внимательны, следите за своим здоровьем!!Бреветы проходят по шоссейным дорогам, включая шоссе с большим трафиком, требуется крайняя внимательность и неукоснительное следование ПДД.
Материалы взяты с
сайта клуба "Балтийская звезда"